Сказка "Поди туда - не знаю куда..." сегодня: шпионский детектив, или утопия?

Фонд "Моё открытие Сибири" продолжает публиковать толкования смыслов одной из самых загадочных русских народных сказок "Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что". Сегодня на сайте представлены комментарии к отрывку из сказки про чудо-ковёр, сотканный за одну ночь Марьей-царевной.
К этому фрагменту был вопрос:
Что же это за чудо такое, за которое купцы не смогли назвать свою цену, хотя это для них должно быть делом привычным. А оценить тот ковёр смогли только первые люди в том царстве - царь да его советник.

Комментарии к этому отрывку сказки представлены на этот раз в трёх версиях.

Павел Цуриков"Отрывок про чудо-ковёр - это история о шпионском скандале новейшего времени".
Помнится к первой части сказки было условие растолковать сказку с современных позиций. А современный мир очень интересен, это целое нагромождение разного рода конструкций, в первую очередь информационных. Задача их ясна, как белый день - держать граждан в полном непонимании, ведь так гораздо проще и легче объяснять им ненужное, сеять панику, вести пропаганду, отстаивать интересы отдельных лиц и целых корпораций. В общем, чем более заморочены сознания граждан, тем легче ими управлять.
Этот же отрывок интереснее всего было бы прочитать через паранойю современного мира, которая касается шпиономании, заговоров и подозрительности. И не важно, что это всего лишь детская сказка, можно полчаса посмотреть современные мультфильмы и всё сразу встанет на свои места, не появится никаких непонятных моментов и осуждений.
С началом эпизоде нет ничего непонятного, свадьба, пир, не хватает лишь ЗАГСа, но в сказках эту часть видимо намеренно опускают, особенно в тех, которые написаны относительно недавно.
И вот дальше вроде бы тоже бытовой момент, и нет в нём ничего удивительного, такое происходит сплошь и рядом - молодая жена начала проявлять неудовольствие доходами своего мужа и подталкивать его, служивого человека, к занятию бизнесом, и что хуже всего, начать это с кредитов. Тут можно, конечно, предположить, что под видом товарищей финансы были предложены организациями, выдающими микрозаймы, но прямых указаний на это нет, так что пусть условно они останутся товарищами.
Ковёр появился вообще как-бы из ниоткуда, за ночь. Про технические достижения типа вязальных машин, принтеров или голографию упоминаний в отрывке нет, да и не может быть, это же сказка, а технологии представляют совершенно другую эпоху. Но факт есть факт, ковёр, а если присмотреться, то карта с подробностями, за ночь появился в умелых руках Марьи.
А вот дальше становится ещё интереснее, служивого человека Андрея, должность коего можно оценить как зам начпрода по мясным деликатесам, не иначе, молодая жена отправляет не куда-нибудь, а на гостиный двор, изобилующий иностранными купцами. Что это было, выяснит следствие. Извиняюсь, современное видение так и врывается во что-то похожее на анализ сказки. Что это было - встреча со связными или попытка передачи разведданных путём фиктивной продажи так называемого ковра невиданной красоты, до конца не понятно, ясно одно, назначение цены купцами это пароль.
Ситуацию исправил царский советник, как госслужащий он, возможно, оценил предполагаемый ущерб от утечки информации такого масштаба или даже государственной тайны или иного рода данных, связанных с будущим государства и его суверенитетом и предотвратил провокацию. Сам же царь повёл себя весьма неоднозначно, предложил вдвое большую цену, с одной стороны это могло бы усыпить бдительность предполагаемых заговорщиков, которые под видом продажи предмета искусства организовали утечку стратегических данных, с другой же стороны самодержец и сам мог не понять какую игру затеяли против него зам начпрода по мясным деликатесам Андрей и его молодая жена, явно имеющая иностранное происхождение и искусная в передаче шпионской информации.
Что будет дальше - очень интересно и интригующе. Какие лихие повороты сюжета нас ждут впереди и как они будут выглядеть через другие грани сумасшествия современного мира тем более не известно.
Наверное все уже догадались, что написано это было не всерьёз, а исключительно для весёлого настроения, что бы посмотреть на всех нас со стороны, в кого мы превращаемся, когда начинаем доверять современному миру больше, чем он этого достоин.

Мария Апосова: "Чудо-ковёр - это символ полотна отношений людей в стране, а Марья-царевна - мудрая власть в государстве".
Марья-царевна ведь не просто так названа царевной, а значит в ее опыте прошлом есть умение видеть картину в целом, идеальный образ этого царства. Ковер символ полотна отношений людей, она умеет ткать их, то есть она создала образ, модель общественных отношений в этом государстве. И потому только царь может по настоящему оценить ее работу.

Владимир Редкозубов: "Марья-царевна, она же Марья-искусница - это мечта народа об идеальной государственной власти". 
Начнём комментарий опять же с двух главных действующих лиц, с двух царских особ. У нас есть царь, как говорится, «стороны той государь», и загадочная царская дочь - Марья-царевна. При этом очевидно, что между ними нет родства, поскольку в сказке говорится о холостом, неженатом царе. В общем, налицо смутная ситуация, которая, кстати, не раз имела место быть в державных российских кругах, что говорит о некоем сказочном пророчестве. Более того, случалось, что такие ситуации вырастали на Руси в целые смуты. Но сейчас не об этом. Сейчас о загадочной Марье-царевне. Она, уже как Марья-искусница, соткала за ночь чудо-ковёр, на котором разместилось всё местное царство. И оно, это царство, было настолько прекрасным, что никто из купцов - этих профессиональных торговцев, не смог за него назвать даже цену. Только первые лица государства, царь и его советник, выразили денежный эквивалент этого Коврового царства, причём между собой далеко не однозначный. Видать, не впервой им было торговать казённой землицей. Но сейчас опять не об этом. Сейчас опять о загадочной Марье-царевне и Марье-искуснице в одном лице. Это лицо неизвестного царского происхождения может выражать собой не конкретную наследницу престола, а обобщённый потенциал идеальной, точнее, искусной власти. Другими словами, это образ народной мечты о власти, которая, подарит народу прекрасное царство и благополучную жизнь. Народу, отверженному от власти, о ней остаётся только мечтать. Но ведь мечтам иногда суждено и сбываться. «Быть, или не быть, вот в чём вопрос!». И хотя это уже совсем не из русской народной сказки, но это точно национальный вопрос современности.

Дата публикации: 10 февраля 2020