Горлица - не птица, а Марья - не простая девица!

Фонд "Моё открытие Сибири" начинает публиковать толкования смыслов одной из самых загадочных русских народных сказок "Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что". Сегодня на сайте представлены первые комментарии к началу сказки.

Комментарии от Павла Цурикова

По поводу царя сразу можно внести одну поправочку, холост и не женат, это не одно и то же. Холостым он может быть по физиологическим или медицинским причинам, это не показатель его семейного положения, скорее он отражает способность завести детей, но её, видимо, нет. А вот не женат это и есть семейное положение, не обзавёлся женой по каким-то причинам, возможно и по предыдущим. 
Андрей это имя библейского апостола, а большинство дошедших до нас сказок как раз отражают дохристианский мир, его видение теми людьми, которые тогда жили. Видимо поэтому Андреев в сказках так мало, возможно они появились уже после крещения Руси. 
Как можно объяснить выбор горлицы, вопрос очень интересный, а если вспомнить, что нам рассказывают альтернативщики, которые и до русского языка добрались, и все остальные языки мира от него произвели в своих изысканиях, то сразу на ум приходит созвучие горлицы с английским словом "гёрл", до есть девушка, девочка. Но это, разумеется, лишь одно из предположений. 
Горлица это голубь или птица из отряда голубиных, немного меньше самого голубя. А как известно это современный символ мира, как состояние спокойствия, уравновешенности, времени без войн и конфликтов. Андрей, посланный холостым царём, это надо запомнить, это важно, ранил символ мира, но не поспешил сворачивать ему голову, чтобы не наступил хаос, а принёс домой, посадил на окошко и дальше действовал согласно инструкции, полученной понятно от символа чего... 
Удар наотмашь предполагает физическое воздействие направленное от ударяющего. Цель этого удара отбросить противника а не просто нейтрализовать его или нанести увечья. То есть противник должен прийти в движение после этого удара, отлететь, насколько это возможно. Раненный и засыпающий мир просит нанести именно такой удар и это тоже неоднозначно. Во-первых, горлица должна от него проснуться, прийти в себя. Во-вторых, после этого удара увеличивается дистанция. Ну и в-третьих, правая рука это рука дающая, не принимающая. 
Здесь ещё можно добавить, что горлица оборачивается Марьей-царевной. Царевна это как известно дочь царя, в какой-то мере наследница. Если совсем точно, то из второй наследственной очереди при условии, что её отец женат на её матери-царице, но это уж совсем современная юридическая бюрократия.

Комментарии от Марии Апосовой.

Во-первых, по названию сказки "Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что" - это символ мира причин. То, что по Платону мир идей. То есть необходимость познать причинность мироустройства, чтобы стать мудрым и обрести царство как цельность жизни. Во-вторых, о героях. Горлица - как символ женского начала, как внутренний мир героя. И он его как бы оживляет. Там еще ассоциация с нашим гербом России, который символизирует соединение внутреннего и внешнего миров, а не только восток и запад (ну, по сути, инь-ян). Вот и наш герой должен махнуть правой рукой наотмашь, то есть совершить действия, которые приведут к выходу внутреннего мира наружу, и тогда расколдуется душа народа, которая как заточённая Навна (у Даниила Андреева про это в "Розе мира" есть). Вот на такие размышления натолкнула сказка. Тем более что имя Андрей очень подходит к нашей стране - Андреевский флаг, Андрей Первозванный.

Комментарии от Владимира Редкозубова.

"В некотором государстве жил-был царь, холост - не женат". Зачин сказки, достаточно распространённый в плане обращения к государям, говорит о том, что народ в своих сказках не оставлял без внимания государеву персону. Правда, интересовала простой люд больше личная жизнь царей, а не царские указы. В этой сказке царь представлен холостым, нет упоминания и о детях, как обычно бывает в сказках (например, «Было у царя три сына...» или «...и была у него дочка."). В таких случаях в истории возникали проблемные ситуации с законностью дальнейшего престолонаследия, случалось, что появлялись и самозванцы. 
Имя Андрей, конечно же, ассоциируется с Андреем Первозванным, что может говорить о глубоких корнях главного героя и роднить его со святыми истоками русской земли. Ведь из двенадцати апостолов именно Андрей Первозванный был направлен сюда с духовной миссией. 
Главные женские образы в русских народных сказках - Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья-царевна, очень схожи. Принято даже считать, что в основе их лежит один образ Василисы Премудрой. Почему же всё-таки имена разнятся? То, что главная их общая черта - царственность, это понятно из значения самого имени Василиса. Кстати, один из смыслов имени Мария тоже "госпожа". Но вот другие значения этого имени - "горькая, печальная, отверженная", возможно и вносят существенную разницу  в образ Марьи-царевны. 
Получается, что будучи по своему происхождению царевной, Марья была отлучена от власти. Возможно, злые силы, используя силу магии, насильно и обратили её в птицу с этой целью. Не случайно она просит Андрея ударить её именно правой рукой со всей силы, чтобы разрушить злые чары.

 

Дата публикации: 16 января 2020