Лукоморье - там русский дух... там Русью пахнет

Точная дата создания Пушкиным знаменитого стихотворения "Лукоморье" неизвестна, но предположительно оно было написано в 1824 или 1825 году во время пребывания поэта в Михайловском. То есть, 200 лет назад. А в 1831 году Жуковский познакомил Пушкина с Гоголем. Вспоминая своё знакомство с Пушкиным, Гоголь говорил, что это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет

          

Возможно, что великий мистик Гоголь разгадал тайну великого пророка Пушкина о его путешествии во времени на 200 лет вперёд.

Итак, сказочные образы, которыми наполнен знаменитый пушкинский стих, являются отражением вызовов современного времени. Самое важное заключается в зачине - первые шесть строк.

1. Единство пространства и времени:

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:

Образ лукоморья, символизируя собой пространство мироздания, где время (златая цепь) неразрывно связано с мировой осью (образ дуба как мирового древа, древа жизни).

2. Вечность живого мироздания:

И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;

Бесконечная смена дня и ночи, движение по кругу учёного кота ("Век живи - век учись тому, как следует жить", - Луций Анний Сенека). То есть, источником вечности живого мироздания является бесконечный поиск смысла жизни.

3. А смысл жизни заключается в сохранении связи поколений в условиях бесконечной смены эпох и цивилизаций:

Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.

Обращаясь к прошлому, следует воспевать "дела давно минувших дней", а устремляя свои взоры в грядущие времена, посвятить себя созданию светлых образов будущего. Скрепом прошлого и будущего является осознанность настоящего бытия как главное условие вечности живого мироздания.

Соотнесение зачина сказочного "Лукоморья" Пушкина (первые 6 строк) и финала стиха (заключительные 4 строки) подтверждают предположение Гоголя о путешествии поэта-пророка во времени на 200 лет вперёд каким-то невероятным способом. Ведь Пушкин, судя по его собственым словам, когда был у мирового древа, слушал именно сказки:

И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Своё предсказание на 200 лет вперёд поэт-пророк завершает глубоко, лаконично и всё также загадочно:

Там русский дух... там Русью пахнет!

О какой Руси идёт речь, с каким запахом следует идентифицировать её и русский дух? Можно выдвинуть бесконечное число вариантов, если поддаться дословному толкованию смысла этой удивительной строки. Но можно ещё вспомнить строчку из одной известной песни: "В воздухе пахнет грозой..." и в этом случае предположить, что Пушкин говорит об ожидании торжества русского духа, которое должно произойти спустя 200 лет после написания его сказочного пророчества. 

Иллюстрация Елены Гозман.

Что же такого увидел Пушкин в нашем времени, заглянув в будущее на 200 лет вперёд, что позволило ему сделать вывод о грядущем торжестве русского духа? Он раскрывает эту картину в основной части своего пророческого стиха через сказочные образы:

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит...

Эти строки, как правило, вызывают вопросы к образу русалки - как и почему она сидит на ветвях. На самом деле это детали, которые подчёркивают главный смысл загадочной фразы. А главный смысл заключается в том, что, как убедился Пушкин, в наши времена сохраняют верность культурным традициям славян и верное понимание образов древней славянской мифологии.

     

Иллюстрация Елены Гозман и картина Константина Маковского.

К сохранению культурных традиций, как фактору укрепления русского духа, по мнению Пушкина, следует добавить и сохранение заповедных мест, которыми богата наша земля и в настоящее время:

Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей...

А дальше, как говорится в известной пословице "Чем дальше в лес, тем больше дров":

Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей...

Таким образом, к пушкинский избушке, которая во всех русских народных сказках стоит на границе мира живых и мира мёртвых, нет смысла обращаться со словами: "Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом". То есть, либо эта граница на замке, либо её вообще не существует. Тогда не означает ли это того, что именно в наше время перспектива осуществления главной идеи Философии общего дела Н.Ф. Фёдорова - идеи победы над смертью и воскрешения мёртвых, станет реальной? 

Что же может стать предтечей реализации Философии общего дела в условиях нашего времени? Судя по предсказанию А.С. Пушкина, граница с избушкой на курьих ножках может стать для нас последней гранью.

Там лес и дол видений полны...


Мы видим картину призрачности бытия, когда всё пространство вокруг превращается в мираж. А это реальная угроза пройти точку невозврата, переступить последний рубеж. Единственным выходом из эпохи безвременья и утраты основных общечеловеческих ценностей является рождение и утверждение в обществе новых героев:

Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской...

В этих строках предстаёт впечатляющая картина явления в мир будущих рыцарей света - яркая вспышка (вместо возможной фразы "Там на заре..." мы читаем: "Там о заре...", что вызывает ассоциацию с озарением); приток энергии ("... прихлынут волны..."); всё это происходит в эпоху безвременья (песок символизирует время, а пустынный берег - духовный вакуум). Этот отрывок стиха и является его кульминацией, потому что в нём происходит разрешение главного вопроса нашего времени: Что будет?

Продолжение следует